1. уч-к Финансовое право России Крохина Ю.А. Москва, 2004 год
2. уч-к Финансовое право России под ред. Химичевой М.И., 2004 г.
3. уч-к Финансовое право России под ред. Е.Ю.Грачёвой и Г.П. Толстопятника
4. уч-к Финансовое право под ред. О.Н.Горбуной, 2005 г.
5. уч-к Финансовое право РФ под ред. М.В. Карасёвой
6. Тидеев А.А. Финансовое право
==========================================================
ТЕМА №1: «ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В. №1.Понятие финансов в материальном смысле и как правовой категории.
Термин финансы происходит от латинского термина «finare», что означает окончание урегулирования спора, как правило, денежного, отсюда возникло слово «financia» обязательная уплата денег или денежный платеж.
С XVII века данный термин финансы получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений связанных с доходами и расходами государства.
Как экономическая категория – финансы представляют совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Под централизованными денежными фондами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов государства аккумулированные (мобилизованные) государственной денежной системой и правительственными внебюджетными фондами.
Децентрализованные фонды (финансы) – это экономические отношения, опосредующие движение денежных фондов предприятий.
Финансы можно рассматривать и как материальную категорию, по своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Финансовые ресурсы - это средства.
Финансы рассматриваются не как статическая категория, а как динамическая.
Финансы обладают общими свойствами и имеют свою структуру, в которую входят институты, для каждого из которых характерны свои особенности.
Финансы – это отношения по поводу образовании, распределения, использования денежных средств, это часть денежных отношений
Вопрос №2. Финансовая система РФ
как совокупность финансовых отношений ее структура.
Финансовый институт (как звено финансовой системы) - это совокупность однородных взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств экономических отношений.
Совокупность (взаимосвязь) всех институтов образует финансовую систему государства.
Финансовая система РФ
1) Государственные финансы
• Бюджеты государственных территорий (федеральный, региональный, местный).
• Бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ, ФСС, ФОМС)
2) Финансы предприятий
• Коммерческих организаций
• Некоммерческих учреждения
• Общественных организаций
3) Фонды страхования
• Имущественное
• Личное
4) Кредит
• Государственный (муниципальный)
• Банковский
5) Местные финансы.
Целевые фонды - денежные средства используются только на определенные общие цели.
Фонды общего назначения – денежные средства могут использоваться на различные цели (Пенсионный Фонд).
Внебюджетные фонды возникли в начале 90-х годов, они создаются соответствующими представительными органами.
Основное место в финансовой системе занимают финансы предприятий, организаций, учреждений.
Фонды Страхования. Данные фонды формируются за счет обязательных или добровольных платежей заинтересованных лиц и направляются на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам неблагоприятными последствиями.
Кредит выражается в привлечении денежных средств различных субъектов, аккумуляцией денежных фондов и предоставление другим субъектам во временное пользование на началах возвратности, возмездности и срочности.
Вопрос №3. Функции финансов.
Сущность финансов проявляется в функциях.
Распределительная.
1.Проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов, их сумма равна национальному доходу.
2.Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, отдельными регионами страны, формами собственности, социальными группами населения.
Конечная цель состоит в распределении и перераспределении, развитии производительных сил, рыночных структур, укреплении государства.
Контрольная.
Осуществляется в контроле за распределение национального дохода по соответствующим фондам и в контроле за расходованием фондов по их целевому назначению.
Проявляется контрольная функция через деятельность финансовых органов. Контроль осуществляется в процессе планирования доходных и расходных частей бюджета, проверяется отчет о выполнении бюджета.
Регулирующая (стимулирующая).
Связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства. Устанавливается путем налогов, путем осуществления государством расходов.
Стабилизационная.
Содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильное условие экономических и социальных отношений. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового законодательства.
Тема №2. «Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, функции, принципы и методы осуществления».
Финансовая деятельность государства – это осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально экономического развития, поддержания обороноспособности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Задачи финансовой деятельность выражаются в целях социально-экономического развития государства, поддержания обороноспособности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Роль финансовой деятельности в жизни общества.
• Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
• По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
• Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
• Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.
Особенности финансовой деятельности.
1. Имеет межотраслевой характер, поскольку формирование, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, кроме того, государство контролирует все предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности.
2. Осуществление финансовой деятельности происходит в виде финансовой деятельности как представительных, так и исполнительных органов государственной власти.
3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Принципы финансовой деятельности.
1. Принцип законности. Весь процесс финансовой деятельности регламентируется нормами финансового права, обеспечение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
2. Гласности. При осуществлении государственной деятельности выражается в доведении до сведений граждан о финансовой деятельности, о проектах финансовых планов, о результатах проверок финансовых ревизий, через СМИ.
3. Принцип плановости. Основывается на системе финансовых плановых актов. Структура бюджета закреплена в бюджетном кодексе.
4. Принцип федерализма. (ст. 71 Конституции).
5. Принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления. Он основывается на Положении ст. 132 Конституции РФ.
Методы финансовой деятельности государства.
Методы сбора денежных средств.
• метод обязательных платежей (налоги).
• метод добровольных платежей (лотереи, пожертвования, вклады в банки).
Методы распределения и использования денежных средств.
• метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное предоставлении денежных средств).
• метод кредитования (возмездное и возвратное предоставление денежных средств).
• Абсолютно на всех этапах используется метод расчетных операций (безналичный денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами).
Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности выражаются в деятельности государственных органов в образовании, распределении денежных средств. По своему характеру они могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности. Неправовые формы проявляются в проведении совещаний в аппарате государственного органа, разъяснение, производство финансово-технических операций. К неправовым формам относятся финансово-экономический анализ, подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности. Конкретные формы финансовой деятельности зависят от того, какими органами она осуществляется. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий они регулируют общественные отношения в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Таким образом, финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Все финансово-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По юридическим свойствам.
а) нормативные (устанавливают общие правила);
б) индивидуальные (конкретизируются общие правила, установленные в нормативных актах, т.е. являются актами применения норм права);
2. По юридической природе.
а) законодательные (финансово-правовые акты, законы, принимаемые ГД, одобряемые Правительством, подписанные Президентом, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);
б) подзаконные (принятые на основе Закона и во исполнение Закона);
3. По органам, их издающим.
а) Парламент и другие представительные органы власти;
б) Указы Президента;
в) Постановления Правительства, министерств, ведомств;
г) Приказы, инструкции, разъяснения ведомственного характера;
4. В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансово-правовом акте.
а) финансово-плановые;
б) разовые;
Финансовые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период (т.е. являются планом по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов). Чтобы финансово-плановый акт вызывал юридические последствия, как любой финансово-правовой акт, он должен быть утвержден компетентным (полномочным) органом в установленном порядке.
К финансово-плановым актам относятся:
- бюджеты (федеральный, региональный и местные),
- бюджеты государственных внебюджетных фондов,
- финансово-кредитные кассовые планы банков,
- финансовые планы страховых компаний,
- составляются финансовые планы и сметы органов государственного управления, финансовые планы предприятий, сметы бюджетных учреждений.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность
1. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие общее руководство финансами государства и муниципальных образований.
2. Органы государственной власти, осуществляющие оперативное управление финансами государства и муниципальных образований (органы специальной компетенции). Органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.
Центральный Банк – орган, регулирующий деятельность и осуществляющий банковский контроль.
Общее руководство финансами осуществляют Федеральное Собрание, Президент, Правительство, отдельные федеральные органы государственного управления, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, высшие исполнительные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления и иные органы местного самоуправления, глава муниципального образования, руководители государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
к семинару:
Компетенция Президента, Правительства (см. Конституция, ФКЗ «О Правительстве РФ»), органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, осуществляющих функции определенных сфер финансовой деятельности в процессе реализации полномочий в рамках определенных отраслей сфер деятельности).
Финансовая деятельность осуществляется органами местного самоуправления и муниципальными образованиями Закон «О финансовых основах местного самоуправления» и Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Единую систему органов непосредственного управления возглавляет Министерство Финансов (МинФин РФ, МинФин субъектов РФ, Департамент Финансов Москвы, в органах муниципальных образований – комитеты).
Федеральная служба от 9 марта 2004 г. – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору. В структуре МинФина есть пять служб:
1. Федеральная налоговая служба.
2. Федеральная служба страхового надзора.
3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
4. Федеральная служба по финансовому мониторингу.
5. Федеральное казначейство.
В ведении Правительства:
1. Федеральная таможенная служба.
2. Федеральная служба по финансовым рынкам.
Центральный Банк осуществляет деятельность по управлению кредитной системой, непосредственно осуществляет контроль деятельности финансово-кредитных организаций.
ТЕМА. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планового формирования, распределения, использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в определенный период времени. Под предметом финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (в процессе функционирования публичных финансов). В зависимости от используемых методов финансовой деятельности их можно подразделить на:
1. Отношения по мобилизации денежных средств;
2. Отношения по использованию денежных средств;
3. Отношения, складывающиеся в процессе финансового контроля.
По содержанию общественные отношения делятся на:
1. Бюджетные;
2. Налоговые;
3. Страховые;
4. Кредитные;
5. Отношения, возникающие при осуществлении расчетов и денежных обращений;
6. Валютные.
По субъектному составу эти отношения делятся на:
1. Отношения, возникающие между высшими, региональными и местными представительными органами власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов, порядка формирования бюджета.
2. Между федеральными, региональными и местными исполнительными органами власти.
3. Отношения между органами представительной и исполнительной власти одного уровня.
4. Отношения между финансово-кредитными органами и хозяйствующими субъектами в сфере публичной финансовой деятельности.
5. Отношения между финансово-кредитными органами и физическими лицами в сфере публичной финансовой деятельности.
6. Межведомственные отношения органов власти в области финансов и кредита в связи с реализацией функций этих органов.
Принципы финансового права
Основано на общеправовых принципах российского права (законности, ответственности, равенства, принцип объективной истины, принципа федерализма, приоритета представительных органов перед исполнительными). Эти принципы могут реализовываться как непосредственно, так и в качестве отраслевых принципов права. Отраслевые:
1. Принцип единства финансовой системы;
2. Принцип гласности;
3. Принцип плановости;
4. Принцип целенаправленного распределения и использования финансовых ресурсов;
5. Принцип соблюдения финансовой дисциплины.
__________________________________________________
Алексеев С.С. Проблемы теории права. (рекомендуется для знакомства с общеправовыми принципами).
__________________________________________________
6. Принцип добровольности исполнения финансовых обязанностей.
7. Принцип использования финансовых прав и исполнения обязанностей под контролем финансовых органов государства и муниципальных образований, а также кредитных организаций.
Своеобразность предмета регулирования обусловливает особенности метода правового регулирования финансового права. Это метод власти и подчинения. Отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, как в административном праве, властные предписания исходят от полномочных финансовых кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.
Особенности финансового права проявляются также в том, как оно соотносится с другими отраслями системы права. Распространяясь на одну из сфер деятельности государства, она тесно связывается с конституционным и административным правом. Между ними существует взаимосвязь по видам государственной деятельности. Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности исполнительных органов власти, а административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, поскольку предметом гражданского права являются имущественные отношения, а следовательно денежные отношения. Некоторые финансово-кредитные органы государства, будучи органами государственного управления, одновременно представляют собой хозяйственные организации (Центральный Банк, Пенсионный Фонд и т.д.).
В связи с выполнением ими функции по формированию и распределению государственных денежных средств между этими органами, с одной стороны, и предприятиями и гражданами, с другой стороны, возникают отношения на основе договора, для которых характерно равенство, экономическая обособленность сторон и отношения, возникающие на основе договора, в финансовую деятельность не входят и регулируются Гражданским правом.
Гласность метода финансового права
Субъекты финансового права не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание. Властность метода характеризует неравенство субъектов финансового права. Неравенство выражается в их правоспобосности, в содержании прав и обязанностей.
Обособленность имущества субъектов финансового права
…и иных вещных прав, принадлежащих субъектам финансового права на финансовый ресурс. Пример. Средства государственного бюджета и иное имущество, не принадлежащие организациям и учреждениям составляют государственную казну. Субъектом права собственности выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование. А компетентные органы будут только распоряжаться этим имуществом (ст.214 ГК РФ).
Система финансового права
Они представляют собой объективно обусловленную систему финансовых норм, расположенных в определенной последовательности и объединенных в институты и подотрасли финансового права.
Наиболее крупными частями являются Общая и Особенная части. Общая часть включает в себя нормы, которые применяются для регулирования всех или большинства общественных отношений, составляющих предмет финансового права. Нормы этой части устанавливают основные принципы финансовой деятельности, функции, задачи, формы и методы ее осуществления, кроме того, устанавливают правовые основы финансового контроля. Особенная часть состоит из норм, которые применяются при регулировании отдельных общественных отношений в сфере бюджета, налогообложения, иных государственных доходов, государственных расходов, денежного обращения, валютного регулирования, государственного и муниципального кредита, государственного и обязательного страхования. Бюджетное право и налоговое право – подотрасли финансового права.
Источники финансового права
Под источниками понимают формы выражения и закрепления юридических норм. К ним относятся:
1. Конституция РФ.
2. Федеральные Конституционные Законы («О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ»).
3. Кодифицированные акты (бюджетный кодекс, налоговый кодекс).
4. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных сферах финансовой деятельности (ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», ФЗ «О бюджетной классификации», Закон РФ «О налоговых органах», Закон РФ «О Центральном Банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об обязательном медицинском страховании» и т.д.).
Подзаконные
5. Указы Президента РФ.
6. Постановления Правительства РФ.
7. Нормативные акты высших должностных лиц…
8. Нормативные акты местных органов самоуправления представительных и иных.
9. Международные акты, а также признанные нормы международного права ч.5 ст.15 Конституции РФ.
10. Решения высших судебных инстанций.
Тема. Финансово-правовые нормы. Понятие, признаки, классификация.
Норма финансового права – это общеобязательное, формально определенное, установленное государством и обеспеченное силой государственного принуждения правило поведения, регулирующее финансовые отношения в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых в публичных целях. Сущность финансовых правовых норм состоит в том, что они представляют собой эталон (модель) возможного или должного поведения субъектов в сфере образования, распределения и использования денежных фондов. Таким образом, они определяют меры свободы участников финансово-правовых отношений. Задача финансово-правовых норм – установить единый финансовый правопорядок. Взаимодействуя друг с другом, они образуют финансовое право.
Финансово-правовые нормы обладают признаками: общими и специальными.
Специальные:
1) Нормы финансового права регулируют общественные отношения в особой сфере деятельности – финансовой деятельности государства;
2) Как правило, имеют императивный характер, представляя собой категоричные предписания, определяющие рамки дозволенного и должного поведения;
3) Санкции финансово-правовых норм носят имущественный характер.
Классификация норм финансового права
1. По содержанию:
а) обязывающие; предусматривают совершению субъектами определенных действий.
б) запрещающие; содержат требование воздержаться от совершения определенных действий в финансовой сфере под угрозой применения санкций.
в) дозволяющие (управомочивающие, уполномочивающие); позволяют субъектам использовать свои субъективные права в сфере финансово-правовых отношений; предоставляющие участникам возможность самим решать в конкретной ситуации;
г) нормы дефиниции; содержат определения какой-либо юридической категории, используемой в правотворческой деятельности.
д) нормы принципы; устанавливающие основы (идеи, начала) тех или иных финансово-правовых институтов.
е) оперативные нормы; нормы о нормах, определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц.
2. В зависимости от регулирования той или иной сферы:
а) бюджетные;
б) налоговые;
в) банковские, валютные;
г) страховые;
д) расчетные (нормы расчета).
3. По степени определенности:
а) императивные; в категоричных предписаниях, исходят от властного субъекта, определяют поведение субъектов и не позволяют последним по своему усмотрению отступить от предписанного правила;
б) диспозитивные; действуют по столько, поскольку иные правила (условия) не установлены;
4. По предмету регулирования:
а) материальные; устанавливают юридические факты, правовой статус субъекта, права и обязанности, принципы;
б) процессуальные; устанавливают формы финансовой деятельности (финансовые процедуры, порядок и действие финансово-правовых норм, сроки, юрисдикцию);
Формы реализации права:
Соблюдение
Использование
Исполнение
Применение
Соблюдение норм - это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от запрещенных правом деяний. Исполнение норм требует активных действий субъекта права по осуществл.ению возложенных на него обязанностей. При использовании норм участники правоотношений сами реализуют принадлежащие им права (напр., используют право на образование, поступая в государственный вуз). Применение норм осуществляется государством в лице своих органов (напр., вынесение приговора судом).
Норма права состоит из трех частей:
Гипотеза (если, то, иначе…)
Диспозиция (правила)
Санкция (при нарушении правила)
Особенности финансово-правовых санкций:
1. Меры принудительного воздействия на нарушителя осуществляются через его фонды.
2. При изъятии денежных средств зачисление их производится в государственную или муниципальную казну.
3. Санкции распространяются на всех участников финансово-правовых отношений.
4. Возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и к организации (учреждению).
5. Меры (санкции) финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами в административном порядке. Этот порядок наиболее распространен, но не исключено принятие судебных решений по принятию финансово-правовых санкций.
6. Финансово-правовые санкции объединяют в себе правовосстановительные (пени) и карательные (штраф) элементы.
7. Выделяют бюджетные, налоговые, банковские (кредитные, валютные).
За нарушения могут также быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.
Тема. Финансовые правоотношения. Понятие, особенности, признаки, виды, структура.
Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которого выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов. Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и муниципальными образованиями в сфере финансовой деятельности (в сфере управления публичными финансами).
Финансовые правоотношения возникают на основе норм финансового права. Участники находятся во взаимной связи через субъективные права и юридические обязанности. Такие связи охраняются принудительной силой государства.
Особенности финансово-правовых норм заключаются в:
1. Возникают в процессе планового образования, распределения и использования фондов денежных средств, т.е. возникают в процессе финансовой деятельности государства.
2. Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичных характер.
3. Одной из сторон всегда является государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
4. Возникают на основании непосредственного указания закона, а не по частной инициативе.
5. Ответственность наступает не перед второй стороной отношений, а непосредственно перед государством.
Виды финансовых правоотношений.
В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовые правоотношения бывают:
1. Бюджетные.
2. Налоговые.
3. Валютные.
4. Кредитные.
5. Страховые.
По соотношению правового статуса сторон:
1. Вертикальные (субординационные); основаны на властном подчинении одной стороны другой;
2. Горизонтальные (координационные); когда ни одна из сторон не обладает властными полномочиями (при работе межведомственных комиссий); - немногочисленный характер.
По субъектному составу:
1.Внутриаппаратные. Возникают внутри системы государственных органов.
2. Внешние. Возникают между государством и частными лицами.
По количественному составу:
1. Двусторонние.
2. Многосторонние (налоговое правоотношение по уплате НДФЛ: налоговый орган, банк, налогоплательщик, работодатель).
По объекту правового регулирования:
1. Материальные. Статус субъектов, материальная сторона.
2. Процессуальные. Возникают при осуществлении различных финансовых процедур.
В зависимости от характера воздействия (по функциям):
1. Регулятивные.
2. Охранительные.
Структура финансовых правоотношений.
1. Субъекты. Субъектами финансовых правоотношений могут быть лица, обладающие правосубъектностью. Субъект финансового права, обладающий правосубъектностью является потенциальным участником финансового правоотношения. Субъект финансового правоотношения – реальный участник финансового правоотношения. Субъектами финансового права являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица, организации и их структурные подразделения, физические лица. Субъекты финансового права обладают разной правосубъектностью.
2. Объект. Материальное благо.
3. Содержание. Права и обязанности.
Самостоятельно по каждому из субъектов определить правосубъектность.
Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений осуществляется двумя способами: в административном и судебном порядке. Административный порядок действует в случае применения мер государственного принуждения, когда лица, чьи права нарушены, обращаются в вышестоящие органы. Их широкая сфера применения вызвана необходимостью оперативного действия.
Тема. Финансовый контроль. Понятие, задачи, виды, методы.
Финансовый контроль – контроль законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов. Финансовый контроль осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами всей системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами и организациями при участии трудовых коллективов и граждан. Во-первых, это деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины, во-вторых, это элемент управления (процесс) в целях обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Целью финансового контроля является обеспечение законности и целесообразности осуществляемой финансовой деятельности.
Обеспечение законности выражается в соблюдении установленного правопорядка всеми заинтересованными субъектами.
Целесообразность заключается в экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.
Задачи финансового контроля
1. Проверка выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления функций финансовой деятельности, соответствующей своей компетенции.
2. Проверка выполнения гражданами и организациями финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями.
3. Проверка правильности использования государственными и муниципальными организациями (учреждениями) денежных ресурсов.
4. Проверка правильности совершения финансовых операций и хранения денежных средств организациями.
5. Выявление внутренних резервов производства (возможности повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств).
6. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина – четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.
Виды контроля
В зависимости от времени проведения:
1. Предварительный. Осуществляется до совершения финансовых операций.
2. Текущий. Осуществляется во время совершения финансовых операций.
3. Последующий. После совершения финансовых операций.
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольного правоотношения, а также от требований законодательства:
1. Обязательный.
а) в соответствии с требованиями закона;
б) в соответствии с решением компетентных органов при поступлении информации;
2. Инициативный. По решению самого хозяйствующего субъекта.
В зависимости от правового статуса субъекта контроля (проверяющий):
1. Государственный.
а) надведомственный (внешний); осуществляется органами власти в отношении всех контролируемых субъектов (контроль ЦБ с властными полномочиями).
б) внутриведомственный (внутренний); осуществляется органами власти и управления за деятельностью входящих в их систему предприятий и учреждений;
2. Муниципальный.
а) внешний;
б) внутренний;
3. Общественный.
Осуществляется отдельными гражданами и трудовыми коллективами, а также общественными объединениями.
4. Внутрихозяйственный.
Осуществляется на конкретных предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами ревизорами за деятельностью структурных подразделений.
5. Аудиторский.
Осуществляется за деятельностью предприятий, индивидуальных предпринимателей аудиторскими фирмами и частными аудиторами (форма внешнего контроля, как общественный, является независимым).
Методы контроля
Методы представляют собой совокупность приемов, способов и средств осуществления.
Формы контроля:
1. Ревизия – система обязательных контрольных мероприятий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности, проверяемой организацией, правильности отражения финансовых операций в бухгалтерской учете и отчетности, а также законности действий ее должностных лиц.
2. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Ревизии могут быть плановые и внеплановые.
По содержанию могут быть документальные и фактические.
По объему может быть полная (фронтальная) и выборочная (частичная).
Найти инструкцию Министерства Финансов «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами» от 14 апреля 2000 г. №42-н
Изучить порядок проведения, акт ревизии, реквизиты, какое имеет значение.
Органы, осуществляющие финансовый контроль
Органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Среди органов специальной компетенции можно выделить органы, которые опосредовано осуществляют контроль или непосредственно.
К органам общей компетенции относятся Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации и главы муниципальных образований. Администрации и Правительства субъектов и муниципальных образований. А также, законодательные (представительные) органы власти – принятие норм, рассматривают и утверждают бюджет, осуществляют текущий контроль, а также рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджет.
К органам специальной компетенции являются главными распорядителями бюджета. Контрольное подразделение Президента РФ, Министерство Финансов РФ, Департамент государственного финансового контроля бухгалтерского учета и аудита. Федеральные службы призваны осуществлять контроль и надзор в определенных сферах финансовой деятельности:
Федеральная служба бюджетного надзора (МинФин)
Федеральная налоговая служба (МинФин)
Федеральная служба страхового надзора (МинФин)
Федеральное казначейство (МинФин)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (МинФин)
Федеральная служба по финансовым рынкам (ведение Правительства РФ)
Федеральная таможенная служба (ведение Правительства РФ)
Счетная Палата РФ
Комитеты и комиссии Парламента и других представительных органов
Контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований
Центральный Банк (к общим либо к специальным относится???)
• Контроль Президентский
• Контроль административный (осуществляется системой органов исполнительной власти – Правительство РФ, МинФин, Федеральные службы)
• Парламентский (представительными (законодательными) органами власти на разных территориальных уровнях, посредством созданных профильных комитетов и комиссий)
• Контроль независимый (осуществляется Счетной Палатой и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований
• Контроль ЦБ
АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ (самостоятельно!!!!). Лицензирование аудиторской деятельности осуществляемая ИП заканчивается с 1.01.2007 г.