для студентов не желающих учится хд

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



почитать

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Источники налогового права

Налоговое право как любая отрасль права подчинено стандартной иерархии источников:
1) конституция
2) система международных договоров
3) законы
4) подзаконные акты.
Специфика
В налоговом праве чрезвычайно ограничено влияние подзаконных актов как источников налогового права. Исполнительная ветвь власти обладает ограниченными полномочиями в области налогового законодательства.
Согласно ст.1 НК РФ понятие законодательства о налогах и сборах охватывает:
 ФЗ
 законодательные акты субъектов федерации
 акты представительных органов местного самоуправления
Акт представительного органа местного самоуправления не может быть законом, но в целях удобства воспринимается таковым.
 акты исполнительных органов власти (постановления правительства, указы
президента).
Ст.4 НК оговаривает право этих органов принимать налогово-правовые нормативные акты, но в п.1 ст.4 НК подчёркивается, что эти нормативные акты не могут не только изменять законодательство о налогах и сборах, но и дополнять его. Зачем они нужны:
1) такие нормотворческие полномочия исполнительной власти могут реализовываться в тех случаях, когда представительные органы власти делегируют им это право
2) в области заполнения пробелов (когда НП ещё не регулирует какие-либо отношения, а потребность в регулировании уже существует)
3) пояснение и толкование.
Есть область налоговых отношений, где в принципе недопустимо использование актов исполнительной власти в качестве источника НП – это сфера собственно установления налога, сфера регулирования основных элементов налогообложения. В этих случаях законодатель не вправе делегировать исполнительному органу право принимать нормативные акты, он должен делать это исключительно сам. Например, законодатель не вправе наделить Правительство Свердловской области правом принять нормативный акт, устанавливающий размер налога на прибыль предприятий. Если есть пробелы в законодательстве, налог считается не установленным, не действующим.
Эта особенность имеет конституционное основание, связана с принципами налогового права.

Ведомственные разъяснения, методические указания, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, Таможенного комитета РФ.
Специфика:
в п.2 ст.4 НК они признаются источниками НП, но эти нормативно-правовые акты не обязательны для налогоплательщиков и судов. Обязательную силу они имеют для органов власти, которые применяют налоговый закон.
Роль этих актов – обеспечить единообразие правоприменительной практики, понимания текста налогового закона.
Это понимание, выраженное в ведомственных разъяснениях (методических указаниях, инструкциях), может оказаться неправильным. Но, чтобы правильно применить закон, не обязательно оспаривать эти акты, достаточно просто не принимать их во внимание.
Есть область отношений, где эти акты применяются в обязательном порядке всеми субъектами:
1) когда законодатель поручает Министерству разработать типовые формы декларации и т.п. (технические нормы и требования)
2) когда налоговый орган дал разъяснение содержания нормы НК. Оно оказалось неверным, но благоприятно для налогоплательщика. Если налогоплательщик, следуя ему, нарушил налоговый закон, то в этом случае он освобождается от привлечения к налоговой ответственности. Такой ведомственный акт Министерства воспринимается судом не как источник НП, а как юридический акт, свидетельствующий о причинах нарушения закона.
Постановления и определения Конституционного суда
Постановления КС выносятся, когда дело разрешается по существу, проводится пленарное заседание или заседание палат.
Определения КС выносятся в тех случаях, когда уже есть постановление по аналогичному вопросу, без открытого рассмотрения.
В определённых случаях эти акты играют роль отрицательного источника права: они убирают какую-либо норму из сферы правового регулирования. Иногда эти акты играют роль позитивного источника права: КС разъясняет норму, давая ей конституционное толкование.
Например: рассмотрение вопроса о конституционности ст.120 НК (ответственность за искажением налогоплательщиком учёта объектов налогообложения, повлекшее снижение сумм платежа). Эта норма признана соответствующей конституции. Однако, если эта норма будет истолкована таким образом, будто бы её можно применять в совокупности со ст.122 НК – эта норма будет неконституционной. Т.е. КС установил, какой порядок применения правовой нормы обоснован, а кой – является нелегитимным.
На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления существует такая же система источников, как и на федеральном уровне. Доминируют акты представительных органов власти, а органы исполнительной власти издают в налоговой сфере акты, считающиеся источниками НП, в случаях: когда им делегируется это право либо в целях восполнения пробелов в законодательстве.
На региональном, местном уровне нет налоговых органов, которые дают разъяснения.
Согласно п.4 ст.1 НК законодательство о налогах и сборах субъектов РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ. Что такое «иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ»? Таковыми не являются акты исполнительных органов власти (т.к. ст.4 НК выделила акты исполнительных органов власти в отдельную группу). Пункт 4 ст.1 НК имеет в виду акты представительных органов власти, которые в силу различия уставов субъектов федерации могут приниматься в иной форме, именоваться иначе.

Действие налогового законодательства во времени

Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юридическую силу.
В НП как отрасли публично-правового цикла закреплено правило о недопустимости обратной силы налогово-правовых источников, когда они устанавливают новые налоги, обязанности или иным образом отягощают положение налогоплательщиков.
Ст.5 НК предусматривает и особый порядок вступления в силу источников, который призван позволить налогоплательщику вперёд рассчитать результаты своей экономической деятельности с учётом изменяющихся положений налогового законодательства, учесть при планировании своей экономической деятельности изменения в налоговом законодательстве.
Это связано с тем, что налоговый закон не может вступить в силу немедленно.
По общему правилу (ст.5 НК) нормативно-правовой акт по налогам вступает в силу, как минимум, по истечении одного месяца с момента его официального опубликования.
Если речь идёт о вступлении в силу нового налога или о внесении изменений в порядок взимания уже существующего налога – то такие изменения должны происходить с начала нового налогового периода.           
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате (ст.55 НК).
Налоговый период ограничивает во времени экономическое основание налога (объект налогообложения). Например: налоговый период для НДС составляет 1 месяц, для налога на доходы физических лиц – 1 год. Нельзя изменить правила налогообложения до окончания налогового периода.
Это правило не действует, если речь идёт об улучшении положения налогоплательщика. Если изменения предусматривают снижение налогового бремени или иным способом улучшают положение налогоплательщика (отмена налога или отдельных обязанностей, связанных с его учётом и уплатой; снижение налоговых ставок или размеров сборов; введение дополнительных льгот и т.п.), то такие изменения будут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в соответствующем законодательном акте (п.4 ст.5 НК).
Ограничения в сроках введения налогового закона в силу: когда вводится принципиально новый налог – нормативно-правовой акт должен вступать в силу, начиная со следующего календарного года.
Есть 3 критерия при введении налогового закона в силу:
1) по истечении месяца
2) по окончании налогового периода
3) со следующего календарного года.
В правоприменительной практике сложились следующие подходы к тому, как применять одновременно все эти три критерия:
1) самое серьёзное ограничение – вступление закона в силу со следующего года. Когда это требование выполняется, выполнения других – не требуется.           
Например, можно ввести налог 31 декабря и взимать его уже с 1 января.
Кстати, на практике большое количество налоговых законов принимается в декабре.
2) необходимо выполнить последовательно все 3 требования
Например: закон принят 31 декабря 2003 года  отсчитываем месяц = 31 января 2004 года  до следующего налогового периода. Т.о. взиматься налог будет с 31 января 2004 г.
На практике требование выдержки месячного срока является обязательным (если закон принят 31 декабря, взиматься он будет с 31 января). Это обосновывалось тем, что вводимые налоги имели аналоги в предыдущей правовой системе.

Действие налогового законодательства и иных источников НП
в пространстве

Этот вопрос необходимо рассматривать в 2-х аспектах: международно-правовом и внутригосударственном.
Международно-правовой аспект
действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве

Различные государства используют различные критерии для определения.
Основой для применения налогового закона выступает понятие налоговой территории, которая совпадает с территорией РФ (заключённой в границах + исключительная экономическая зона).
В качестве основного используется критерий резидентства: связь лица с определённой территорией определяется не по признаку (критерию) гражданства, а по постоянному (преимущественному) проживанию (пребыванию) лица на территории страны.
Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (ст.11 НК). 
Налоговыми резидентами признаются граждане РФ, находящиеся на территории РФ более 183 дней в календарном году.
По отношению (применительно) к этим субъектам налоговое законодательство применяется без ограничений. Независимо от того, на какой территории эти лица получают свои доходы. Если иное не установлено международным договором.
Применение налогового закона ограничено территориально, если речь идёт о
не-резиденте, проживающем на территории РФ менее 183 дней в году – в этом случае налогом облагаются только те доходы, которые получены от источников в РФ.   
Применительно к юридическим лицам используется «тест инкорпорации» - учитывается место регистрации. Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (созданы РФ) признаются налоговыми резидентами РФ,
остальные – нет.
Возможны также критерии:
1) место нахождения организации
2) место нахождения основных активов организации.
На основе учёта, на какой территории находится объект налогообложения. Этот критерий применяется, когда объектом выступает имущество (налог на имущество физических лиц и организаций). Во всех подобных случаях основанием применения норм НП РФ является нахождение объекта на территории РФ.
По тем налогам, по которым в качестве конечного объекта налогообложения выступает потребление (косвенные налоги: акцизы, налог на добавочную стоимость), по общему правилу: налоговые законы об этих налогах применяются в том случае, когда место потребления товаров и услуг находится на территории РФ (например, ст.148 НК).

Внутригосударственный аспект
действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве

Связан с тем, что в РФ есть несколько уровней власти (местный, субъектов федерации, федеральный). На каждом уровне публичной власти есть определённые полномочия для установления налогов.
Правовой акт, принимаемый субъектом федерации или органом местного самоуправления, действует лишь на той территории, которая относится к соответствующему субъекту или муниципальному образованию.
Вместе с тем, при применении в территориальном аспекте региональных и местных налогово-правовых источников учитывается, на какой реально территории осуществляет свою деятельность налогоплательщик.   
Существует система правил, которые помогают распределить налоги между несколькими субъектами федерации или муниципальными образованиями, когда экономическая деятельность одного налогоплательщика осуществляется одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц. 

Толкование

Специфика источников НП проявляется в особенностях их толкования.
Наиболее часто применяемая норма (п.7 ст.3 НК) закрепляет следующее правило толкования налогово-правовых источников: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Данная гарантия применяется достаточно широко.
Толкование делится на 2 вида: расширительное и ограничительное.
Суть классификации методов толкования опирается на следующий механизм:
Например, законом установлена ставка на доходы физических лиц – 12%. Однако есть положения, которые далеки от однозначности. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ч.1 ст.40 НК). Статьёй 40 НК установлена норма, в силу которой по общему правилу цена по заключённой сделке считается соответствующей рыночной. Т.о., НК установил презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен. Однако налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в частности при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п.4 ч.2 ст.40 НК).
Трактовки понятия «непродолжительный период времени» различны в зависимости от сферы производства и конкретных обстоятельств. Можно выделить 3 сферы значения этой нормы:
1) когда с фактической очевидностью обстоятельство подпадает под действие нормы
(например: 3 часа, 3 дня <=> 5 лет)
   подпадают            нет
2) от 2 недель до 6 месяцев – это сфера неопределённого значения, когда нельзя с определённостью сказать
Когда сфера неопределённого значения подпадает под действие нормы, говорят о расширительном толковании; когда считается, что подобные фактические обстоятельства выводятся из сферы действия нормы – это ограничительное толкование.
Согласно п.7 ст.3 НК: те нормы, которые устанавливают основание для взимания налогов, подлежат ограничительному толкованию, и нельзя применять подобные нормы по аналогии. В то же время в области применения различных налоговых вычетов законодатель позволяет расширительное толкование и применение аналогии (например, гл.25 НК).

Принципы НП

Самое существенное влияние на НП в целом и формирование принципов НП оказала практика Конституционного суда. Закреплённые в ст.3 НК положения являются результатом правовой позиции, сформированной Конст судом.
Принципы НП:
1) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (по сути этот принцип воспроизводит статью 57 Конституции)
В правоприменительной практике акцент делается на слово «законно установленные налоги и сборы». Имеются в виду не налоги и сборы, установленные на основании закона, а налоги и сборы, непосредственно установленные законом.
Для того, чтобы налог (сбор) считался законно установленным, необходимо чтобы в законе были детально регламентированы (определены) налогоплательщики и все элементы налогообложения (ст.17 НК):
 объект налогообложения
 налоговая база
 налоговый период
 налоговая ставка
 порядок исчисления налога
 порядок и сроки уплаты налога.
Во многих постановлениях и определениях КС элементы налогообложения называются «элементы налогового обязательства», «существенные элементы налогового обязательства» (т.к. они принимались в тот период, когда существовал ещё только
проект НК).
2) принцип равенства и всеобщности налогообложения
Принцип равенства
Выделяется несколько аспектов принципа равенства:
1 – равенство перед налоговым законом, в силу которого налогоплательщики должны обладать одинаковым объёмом налоговых прав и обязанностей
2 – принцип равного налогового бремени
Имеется в виду не арифметическое равенство, а принцип равного налогового бремени, определённый по критерию платёжеспособности плательщика.

Равенство

Равенство в горизонтальном отношении – означает, что налогоплательщики, находящиеся в одинаковых (сходных) экономических ситуациях, должны нести одинаковое налоговое бремя (т.е. если доход равен, равно и налоговое бремя)
Равенство в вертикальном
отношении – означает, что налогоплательщики, находящиеся в различных экономических ситуациях, должны нести различное налоговое бремя, отличающееся соответственно различию экономической ситуации.

В экономической теории было обосновано, что с возрастанием объекта налогообложения (доходов) степень значения удовлетворения потребностей снижается (грубо говоря: ценность второго миллиона по удовлетворению потребностей ниже по отношению к ценности первого миллиона). Это основа для прогрессивного налогообложения: с возрастанием налоговой базы увеличивается ставка налога. РФ не использует систему прогрессивного налогообложения.
РФ использует пропорциональную систему налогообложения: при увеличении (изменении) налоговой базы ставка налога не изменяется. В некоторых случаях (например, по единому социальному налогу) РФ использует регрессивную ставку налога: при увеличении налоговой базы ставка налога снижается.
3 – Требование о недопустимости дискриминации в налоговых отношениях
(п.2 ст.3 НК)
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Вопрос о применении упрощённой системы налогообложения: согласно этой системе юридические лица освобождались от целой совокупности налогов, а индивидуальные предприниматели – только от одного (подоходного) налога – это признано КС нарушающим принцип равенства, а сам акт признан неконституционным.

3) принцип экономической обоснованности налогообложения
Правовое значение этого принципа: каждый налог должен иметь определённое экономическое обоснование (объект налогообложения).
То, что признаётся объектом налогообложения, должно свидетельствовать об экономическом потенциале налогоплательщика. Недопустимо применение подушных налогов (за сам факт, существования лица).
Иногда в качестве объекта налогообложения рассматриваются данные, которые с точки зрения иных отраслей права не могут быть признаны соответствующими закону. Например: объект связан с совершением сделки. Сделка может быть совершена и с нарушением закона, однако, это не является основанием для того, чтобы не учитывать эту сделку при налогообложении, если она реально исполнена. Во многих правовых системах объектом налогообложения признаются все доходы, независимо от их законности или незаконности (например, в США налогами облагаются все доходы, кроме полученных от оборота наркотиков).

4) принцип единства налоговой системы и принцип налогового федерализма
Принцип единства налоговой системы проявляется в том, что российское законодательство не предусматривает возможности изобретать и вводить какие-либо налоги на региональном и местном уровне, если они не предусмотрены федеральным законодательством. Реализуется идея закрытого перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Перечень представлен в ст.18, 19, 20, 21 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (остальные статьи этого закона уже не действуют), а также в ст.13, 14, 15 НК (эти статьи, закрепляющие перечень налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, пока не действуют; предполагается введение их в силу тогда, когда будут введены все остальные главы НК и отменены оставшиеся статьи закона.
Принцип единства налоговой системы выражается в том, что признаётся недопустимым введение налогов и сборов, которые вели бы к формированию налоговых доходов одного субъекта федерации или муниципального образования за счёт другого субъекта федерации или муниципального образования. Т.о., недопустимо (незаконно) установить такой порядок определения объектов налогообложения, чтобы исполнение налоговой обязанности производили те налогоплательщики, которые должны рассчитываться с бюджетом другого субъекта федерации или муниципального образования. Например: если бы налог на имущество организаций (региональный) был установлен не только по принципу местонахождения имущества, а одновременно – и по месту регистрации, то налоговая обязанность налогоплательщика возникала бы одновременно перед двумя субъектами, что недопустимо.

5) налоги сборы не должны препятствовать свободному перемещению в пределах территории РФ товаров (работ, услуг). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (права свободно избирать место жительства).
Пример реализации этого принципа: постановлением КС признаны несоответствующими конституции акты ряда субъектов федерации, которые предусматривали взимание пошлины (сборов) за регистрацию по месту жительства, т.к. они ограничивали реализацию гражданами их конституционного права на свободный выбор места жительства.

0

2

НАЛОГ

Признаки налога (ч.1 ст.8 Налогового кодекса):
1) обязательность
2) индивидуальная безвозмездность
3) безвозвратность
4) налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций
5) налог устанавливается в целях финансового обеспечения деятельности государства
и органов местного самоуправления.

Обязательность
Налог во всех его проявлениях – это императивный институт. Обязательность его уплаты следует из закона, не зависит от воли плательщика, возникает при наличии экономических оснований (объект налогообложения, ст.38 НК РФ). 
Индивидуальная безвозмездность
Налоговые отношения – это безэквивалентные отношения; предполагают передачу денежных средств от плательщика, который не имеет право претендовать на какое-либо встречное предоставление. 
Безвозвратность
С точки зрения экономики налоги могут быть и возвратны – в виде услуг, предоставляемых гражданам государством (ремонт дорог, коммунальное обслуживание и т.п.).
С правовой точки зрения налоги невозвратны.
Налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций
Термин «собственность» употребляется в данном случае в широком смысле.
Налог ограничивает конституционное право собственника плательщика (например, право свободно распоряжаться полученными доходами, пока не будут выполнены налоговые обязательства).
СБОР

Сбор – это обязательный платёж.
По многим признакам сбор схож с налогом: является обязательным, безвозвратным, взимается с организаций и физических лиц.
Отличие: согласно п.2 ст.8 НК РФ уплата сбора является одним из условий совершения в пользу плательщика определённых юридически-значимых действий (предоставление специального права, выдача лицензии).
Например:
• налог на доходы физических лиц
Основание уплаты – получение дохода. Уплата налога не связана с оказанием услуг со стороны гос. органов.
• гос. пошлина при обращении в суд
Уплата её является условием для рассмотрения судебного спора в органах правосудия.
При уплате налогов и сборов гражданско-правовые отношения не возникают!
Но в связи с уплатой сбора в отношении плательщика совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицензионный сбор (выдаётся лицензия).
Иногда говорят о возмезности сборов. Нет возмездности в гражданско-правовом смысле. Сбор – это не плата за гос. услуги, а лишь условие их оказания. Это проявляется в частности в том, что размер сбора может не соответствовать объёму предоставляемых услуг (например, размер гос. пошлины при обращении в суд – это не сумма, которая будет затрачены на производство по делу, а лишь условие начала этого производства).
Сбор не обязательно преследует фискальную цель, размер сбора может устанавливаться и исходя из иных соображений (например: с одной стороны – обеспечить серьёзность намерений истца, и с другой стороны – обеспечить доступность рассмотрения споров в судебном порядке).
Основная фискальная цель налога – формирование дохода бюджета.
Налоги и сборы выступают как два основных института, которые обеспечивают в рамках финансового права формирование государственных и муниципальных доходов.
В налоговом праве возможны и иные понятия для обозначения обязательных платежей. Например, пошлина. Термин «пошлина» сам по себе не несёт правовой нагрузки. Чтобы определить, что такое пошлина, нужно сопоставить это понятие с понятиями ст.8 НК РФ. Гос. пошлина по сути своей является сбором. Таможенная пошлина – по сути своей есть налог. Т.е. из содержания платежа выявляется, каким признакам он соответствует и определяется, налог это или сбор. Название платежа не имеет существенной роли для его классификации. Например, лесной доход – это налог.

Предмет налогового права

Согласно ст.2 НК РФ налоговое право регулирует 5 основных групп налоговых отношений:
1) отношения по установлению и введению налогов и сборов
2) отношения по взиманию налогов и сборов
3) отношения по осуществлению налогового контроля
4) отношения по привлечению к налоговой ответственности
5) отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов.
В НК РФ нет общего определения налоговых отношений. Предмет налогового права очерчен путём перечисления составляющих его отношений.
Налоговые отношения – это властно-имущественные отношения по распределению бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями.
Отношения по установлению и введению налогов и сборов
По существу речь идёт об отношениях, связанных с введением в действие законодательных актов, регламентирующих взимание налогов и сборов. Ст.12 НК РФ. Налоговое право регулирует не все аспекты этих отношений, этот вопрос также регулируется конституционным правом.
Отношения по взиманию налогов и сборов
Понятие «взимание» использовано в широком смысле: имеется в виду не только принудительное взимание, но и отношения по добровольной уплате налогов и сборов.
Сюда входят отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, отношения по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и т.п.
Отношения по осуществлению налогового контроля
Законодатель ограничил круг этих отношений путём установления перечня субъектов (ст.30 НК РФ): налоговыми органами в РФ являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Некоторыми полномочиями обладают таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов.
Отношения по привлечению к налоговой ответственности
Налоговое право регламентирует не все отношения в этой сфере, а лишь часть их, которая связана с привлечением нарушителя за совершение налоговых правонарушений к налоговой ответственности (гл.15, 16, 18 НК РФ – дан перечень налоговых правонарушений и ответственность за их совершение).
Отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов
В законе лишь в общем виде намечается регулирование этих отношений. Детально оно рассматривается в гражданском и арбитражном процессах. Гл.19, 20 НК РФ устанавливают основы регулирования отношений по обжалованию действий и решений налоговых органов, не раскрывая подробно процедуру. НК РФ регулирует лишь отношения по обжалованию действий и решений Министерства РФ по налогам и сборам.

0

3

Предмет и метод финансового права

Финансовая деятельность государства, как и любая другая управленческая деятельность государства, требует правового регулирования отношений, которые возможны в процессе этой деятельности. Специфика отношений складывающихся в процессе финансовой деятельности приводит к необходимости отдельного правового регулирования этих отношений.
Предпосылками выделения ФП является и наличие общих потребностей и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании и особыми значением финансов при выполнении задач и функций.

Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, которая относится к публичным отраслям права и представляет собой
совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе
финансовой деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования денежных
средств и фондов государства необходимые для реализации задач и функций.

ФП как самостоятельная отрасль права отвечает всем правовым критериям отрасли права:
1) Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, также обусловленная четким определенным специфики регулируемых отношений
2) Наличие специфического метода правового регулирования
3) Конституционное закрепление принципов отрасли права, которые находят свое развитие в специальных источниках этой отрасли
4) Наличие особой системы понятий и категорий

Исходя из классических отраслей права ФП относится к числу специальных отраслей и базируется на режиме профилирующего административного права.
ФП на базе первичных элементов административного права образует свой самостоятельный финансово – правовой режим, который выражается в особом методе и субъекте ФП.
Предметом ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и МО по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства.
По своему содержанию отношения, которые являются предметом ФП очень разнообразны, это связано с разнообразием элементов.

Финансовые отношения можно разделить на несколько групп, эти группы определяют финансовые системы государства:
I. Первая группа
1. Отношения между РФ, SРФ и МО – возникаю в процессе распределения финансовых средств государства (установление бюджетной системы РФ)
2. Отношения по установлению бюджетной классификации установленных доходов и расходов.
3. Отношения по распределения компетенции по уровню бюджетной системы и др.
II. Вторая группа
1. Отношение между финансовыми и налоговыми органами и организациями и гражданами, возникающие в связи с выполнением финансовой и налоговой обязательств, а также в связи с выделением и расходованием гос. средств.
III. Отношения между государством и МО и вышестоящими органами управления – возникают в связи с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов и собственных средств этих организаций.
IV. Отношение между государством и финансовыми органами в связи с образованием, расходованием и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.
V. Отношения между финансовыми предприятиями и органами и организациями (в том числе банками) и ЮЛ, ФЛ в связи с образованием кредитных ресурсов, централизованных страховых фондов и в связи с выполнением обязанности по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды.
VI. В зависимости от деления финансово-правовых  институтов отношения можно подразделить на отношения:
1. Бюджетные и бюджетно – процессуальные
2. Налоговые и неналоговые – связаны с вопросом порядка формирования неналоговых органов
3. Отношения по государственному долгу
a. Внутренний государственный долг
b. Внешний государственный долг
4. Отношение по государственному обязательному страхованию.
5. Отношения по денежному обращению
a. Отношения по эмиссии денежных знаков
b. Отношения по организации денежного обращения
c. Отношения по наличному и безналичному денежному обращению
6. Контроль отношений по государственному и муниципальному контролю
VII. По экономическому критерию
1. Финансовые отношения – отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов
2. Нефинансовые отношения – это отношения, в результате которых не происходит движение финансов, но эти отношения лежат в основе финансовых – направлены на создание, изменение и прекращение финансовых отношений (отношения по установлению налогов и сборов).

Специфика общественных отношений обусловили особые способы воздействия на финансовую деятельность государства.

Как любые другие методы, методы ФП классифицируются на:
1. Общие – обусловлены самой природой финансовой деятельности государства, а именно публичным характером этой деятельности
2. Специальные – используются в процессе реализации определенных функций финансовой деятельности государства.

Основные методы ФП являются властными предписаниями, при которых одна сторона дает обязанности для другой  стороны обязательные предписания.

Характерными признаками этого метода является:
1. Преобладание обязываний, а не дозволений, или запретов как в уголовном праве
2. Императивность – субъектам ФП не могут по  своему усмотрению приобретать финн. права и обязанности или определение их содержание.
3. Конформизм – субъекты ФП вступают в отношения не по своей воле, а следуя предписания НПА и гос. органов (н: обязанность по уплате налогов возникает при наличии объекта)
4. Неравенство субъектов – один субъект обладает властными полномочиями в отношении другого субъекта

Методы ФП не остаются неизменными с одним постоянным содержанием (изменяются в зависимости от реформирования финансовых правоотношений). До 1990г. – больше властных методов, после 1990г. – методы динамично развиваются, после 1993г. – некоторые методы изменили содержание (н: реализуя принцип федерализма и учитывая самостоятельность появились методы рекомендаций и согласований, которые активно используются при принятии бюджетов РФ, субъектов РФ, МО).

Тема №2. Система ФП и Источники ФП

ФП как любая другая отрасль права состоит из финансово – правовых норм. Нормы образуют комплекс однородных норм, которые регулируют отдельные виды общественных отношений.
Система ФП основывается на логически последовательном разделении норм и их объединение в однородные правовые комплексы с учетом содержания и характера регулирования общ. отношений.
Система ФП – это определенная внутренняя структура финансово – правовых норм, которые складывается объективно как отношения реально существующие.

Выделяют 2 вида системы ФП:
I. Первичная система
a. Общая часть – закрепляет общие правовые формы и методы финансовой деятельности и разграничение компетенции, устанавливаются положения формы и методов финн. контроля
b. Особенная часть – содержание нормы, которая составляет предмет ФП. Состоит из отраслей – бюджетное, налоговое, банковское, валютное право.

ФП представляет собой комплексную отрасль права, такие ученые отрицают предмет ФП, и такая позиция позволяет им говорить, что ФП не существует. Основная часть исследователей поддерживает точку зрения о том, что ФП – это самостоятельная отрасль права, а составляющие подотрасли не имеют своих источников. Особенная часть ФП состоит из разных отраслей и институтов.
Институт – это группа финансовых норм, регулирующие однородные по содержанию финансово – правовые отношения.
Подотрасли – это совокупность институтов, представляющих целостное правовое образование в которой регулируется специфический вид общ. отношений.
Бюджетное право регулирует бюджетные отношения. В разделах особенной части ФП отргуппировывает нормы в соответствии с элементами финансовой системы:
- валютное регулирование
- государственный банковский кредит

Источники ФП – это конкретные формы выражения финансового права, т.е. правовые акты представительных и исполнительный органов гос. власти и акты ОМС, содержащие номы ФП.
Первоочередное значение имеют законодательные акты. ИОВ и судебные ОВ также имеют право участвовать в принятии актов, являющихся источником ФП, либо в законодательной инициативе, либо непосредственно принимают участие в законотворчестве. ИОВ осуществляют эти функции через подзаконное нормотворчество. Судебная власть выполняет правотворческие функции через создание судебных прецедентов, а также при применении аналогии права и закона.
I. В финансовой деятельности государства и МО первоочередное значение имеет Конституция РФ. Она является главным источником ФП и основой нормативно-юридического регулирования фин. деятельность гос-ва. Она закладывает основы ФП, которые можно подразделить на следующие группы:
1. Политические – закрепляют организацию власти, цели построения общества, систему гос. федерализма.
2. Экономические – устанавливают единство эк. пространства, запрет на установление препятствий на перемещение товаров и финансов, установление права частной собственности, ее неприкосновенности и др.
3. Организационные – закрепляют организационную структуру власти и МСУ, устанавливают компетенцию на каждом уровне гос. власти и ОМСУ и разграничивают эту компетенцию

II. За Конституцией РФ следуют законодательные акты:
Среди законодательных актов важное значение имеет кодексы – бюджетный и налоговый, а также Закон «О бюджете» (особенности – срок (принимается на 1 год), подлежит утверждению Советом Федерации, может приостанавливать на какое-либо время действия нормативных актов (законных, подзаконных), для его принятия необходим особый порядок составления и законодательной корректировке иных актов (н: НК РФ), а такте решения местных органов о местном бюджете.

III. Подзаконные нормативные акты:
Указы Президента,
Постановления Правительства
Правовые акты гос. органов управления
Правовые акты Банка России

Кроме этого источниками ФП явл. правовые акты гос. органов субъектов РФ и ОМСУ.
Особенность ФП состоит в том, что не все источники явл. источниками разных институтов ФП.

IV. Нормативные договоры
- это договорные акты, которые устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанное для неоднократное применение (н: соглашение между органами гос. власти).

V. Нормы международного права и международные договоры РФ
Договоры позволяют гражданам обоих государств избежать двойной уплаты налогов (н: между Россией и Казахстаном)

VI. Акты Конституционного суда РФ

Тема №3. Финансово – правовые нормы.
Понятие, виды и особенности.

ФПН – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения, правила поведения в отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или МО.

ФПН обладает всеми признаками правового характера:
1. Содержится в НПА, которые принимаются в установленном порядке
2. Обладают общеобязательностью
3. Обеспечивается силой государственного принуждения.
Специальные признаки:
1. Особое содержание ФПН, выражается в содержании правил поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. ФПН-ы предоставляют участникам этих отношений особые права и обязанности, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование денежных фондов государства.
2. Особенность заключается в характере предписания. Императивное властное предписание - правило, которое содержится в нормах выражается в категорической форме и не допускается произвольного изменения этих правил. Правила, установленные нормой в первую очередь направлено на обеспечения интересов государства, и только затем на защиту интересов участников финансовой деятельности государства.
3. Нормы ФП должны иметь материальное обеспечение. Государство или МО принимают ФПН-ы должны обеспечить экономические составляющие исполнения этих норм, т.е. обеспечить исполнение соответствующими денежными средствами (н: в 1996г. Закон «О ветеранах» предоставил широкие льготы для ветеранов, а средств для их предоставления не было установлено, в результате реализации этих льгот не произошло).

Нормы ФП в своей структуре состоит из трех элементов:
1. Гипотеза
2. Диспозиция
3. Санкция
Каждый элемент отражают специфику и особенности ФП как отрасти.

Гипотеза определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения и указывает на субъект этих правоотношению. Ее особенностью является сложная форма, которая выражается в совокупности условий возникновения фин. правоотношений.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, указывает на совершение определенных действий, определяет права и обязанности участником, и отвечает на вопрос – как должен поступать субъект ФП. Особенностью диспозиции является императивный метод ФП. Норма ФП по большей части содержит обязанности субъекта, чем права. (НК РФ – глава о правах и обязанностях налогоплательщиках)
Санкция предусматривает последствия нарушения нормы ФП, определяет вид и меру финансово – правовой ответственности, чем и достигается государственное принуждение. Особенностью санкции является денежный характер, полученные средства зачисляются в гос или муниципальный бюджет и одновременно носит восстановительный и карательный характер.

Классификация ФПН:
I. По выполняемым функциям:
1. Регулятивные – направлены на регулирование общ. отношений
2. Охранительные – предусматривают применение мер принуждения за финансовые правонарушения
II. По содержанию:
1. Материальные – закрепляют содержание прав и обязанностей субъектов (участников) фин. правоотношений
2. Процессуальные – устанавливают порядок применения ФПН.

ФП не подразделяется на материальную и процессуальную части.

III. По характеру воздействия:
1. Обязывающие – требуют совершение активных действий от участников фин. правоотношений
2. Запрещающие – регулируют пассивную деятельность субъектов и требует их воздержаться от совершения определенного действия под угрозой применения санкции со стороны государства
3. Управомачивающие – предоставляют возможность субъектам действовать самостоятельно, используя свои субъективные права. Но в строго установленных рамках и границах.
IV. По территориальному признаку:
1. На всей территории РФ
2.
3. На территории субъектов РФ
4. На территории МО
V. По времени действия:
1. Общие – нормы, которые устанавливаются на неопределенный период времени и утрачивают свою силу в результате отмены или изменения (наибольшее кол-во в ФП)
2. Временные – устанавливаются на определенный срок (бюджет, ставки таможенных пошлин)

Тема №4. Финансовые правоотношения. Понятие, особенности, виды. Условия возникновения изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Развитие финансовых отношений требует четкого регулятора и таким регуляторам явл-ся право. Отношения, возникающие в сфере финансовых отношений в первую очередь урегулировано правом.
Финансовым правоотношениям характерны все признаки, присущие иным правоотношениям:
1. Возникают на основе норм ФП
2. Участники этих отношений нах-ся во взаимной связи посредством прав и обязанностей
3. Отношения между участниками охраняются принудительной силой государства.
Финансовые правоотношения составляют основное содержание финансовой деятельности. Вне правовых границ фин. деятельность осуществляться не может.

Особенности финансовых правоотношений:
1. Возникает в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов
2. Финансовые правоотношения являются имущественными правоотношениями. Возникаю по поводу денежных средств, которые принадлежат государству или МО. Несмотря на то, что фин. правоотношения могут проявляться в др. отраслях права, они являются производными
3. Одной стороной фин. правоотношений будет явл-ся государство, МО и их уполномоченные органы и организации.
4. Т.к. одной стороной фин. правоотношений выступает государство или МО, то фин. правоотношения относятся к властным (публичным) правоотношениям, также на эту особенность указывает общегосударственные цели (финансирование и реализация функций государства, которые установлены конституцией РФ, и развитие приоритетных направлений).
5. Комплексность мер ответственности за нарушение норм ФП. Эта особенность заключается в том, что при таком нарушении могут применяться все виды ответственности, предусмотренные в российском законодательстве (н: АПКРФ – глава №15, УКРФ, фин. ответственность, которая подразделяется на ответственность бюджетную (БКРФ) и налоговая ответственности (НКРФ)).

Финансовая ответственность:
1. Бюджетная ответственность (виды и составы в БК РФ)
2. Налоговая ответственность (отличается от административной, содержится в НК РФ, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности, иной источник где содержатся нормы)
3. Ранее существовала валютная ответственность, но сейчас ее нет.

Финансовые отношения возникают на основании юрфакта, т.е. жизненные обстоятельства, в связи с которым на основе правовой нормы возникают финансовые правоотношения (н: обязанность налогоплательщика возникает тогда, когда у него появляется объект налогообложения).

Классификация финансовых правоотношений:
1. По функциям права:
1 Регулятивные
2 Охранительные

2. По содержанию финансово – правовых норм:
1 Материальные
2 Процессуальные

3. По материальному содержанию:
1 Бюджетные (формирование, использование государственных и муниципальных бюджетов)
2 Налоговые и неналоговые
3 По государственному долгу
4 По бюджетным кредитам
5 По денежному образованию и валютному регулированию

4. По особенностям объекта:
1 Имущественные – объект – непосредственно деньги
2 Неимущественные – объект – иные явления, которые непосредственно связанные с деньгами (принятие  бюджета)

5. Особенности индивидуализации субъектов:
1 Относительные, в которых управомоченному лицу противостоит определенные субъекты, этот субъект должен совершать или не совершать определенные действия (н: налоговый орган и налогоплательщик, который обязан предоставить в установленное время предоставить налоговую декларацию)
2 Абсолютные правоотношения – предусматривают, когда управомоченному лицу противостоит всякий и каждый

Тема №5: Субъекты финансовых правоотношений. Понятие и классификация.

Субъектами ФП явл-ся лица, обладающие финансовой правосубъектностью, т.е. наделенные юридическими правами и обязанностями, обеспечивающие планомерное образование, распределение и использование гос-ных и муниципальных денежных фондов. В ФП разделяют субъекта ФП и участника финансовых правоотношений.
Субъект ФП – это лицо, наделенное правосубъектностью или обладающий способностью быть участником финансовых правоотношений. Финансовая правосубъектность выступает своеобразным средством включения субъектов в сферу конкретного правоотношения.
Субъектом финансового правоотношения явл-ся индивидуально – определенный реальный участник конкретного правоотношения, вступая в конкретные правоотношения субъект ФП приобретает новые свойства и становится участником конкретного финансового правоотношения, но при этом такое лицо наделяется качеством (признаками) субъекта ФП.

Особенности предмета ФП обуславливает классификацию субъектов на три группы:
1. Общественно – территориальные образования.
В эту группу включаются РФ, SРФ, МО и административно – территориальные образования, которые входят в состав МО, административно – территориальные образования особого режима (ЗАТО). Эти субъекты обладают правами и обязанностями:
a. Материальные и процессуальные бюджетные права
b. Право устанавливать налоги и сборы в пределах  своей компетенции
c. Право на взыскания налогов и сборов в пределах своей компетенции
d. Права в области гос-ного кредита, выкупа долговых обязательств, муниципальных займов и права на получение финансовой помощи.

2. Коллективные субъекты
Отношения организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы лиц, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое. К таким субъектам относятся:
a. Представительные и исполнительные органы государственной власти (РФ, SРФ и МО)
a) субъекты общей компетенции (Правительство РФ, исполнительные органы SРФ)
b) субъекты специальной компетенции (Министерство финансов РФ, Федеральная служба по налогам и сборам)
b. К особым коллективным субъектам относятся кредитные организации (кассовая дисциплина)
c. Бюджетные организации, регистрирующие органы

3. Индивидуальные субъекты:
a. ФЛ: граждане РФ, иностранные граждане, апатриды
b. ИП и приравненные к ним лица (т.е. заместитель ИП, частная охрана, частные детективы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации)
c. Нотариусы, частнопрактикующие, адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой
d. Иные субъекты (н: должностные лица, которые уполномочены совершать определенные действия в сфере ФП), (н: начальник налоговой инспекции, которые вправе выполните решение о проведении налоговой проверки; налоговый инспектор, который уполномочен осуществлять выездные налоговые проверки).

Тема №6: Финансовый контроль. Виды финансового контроля.
Органы финансового контроля.
(самостоятельно)

Тема №7: Бюджет и бюджетное право

В современном мире потребности содержания государством управления, потребности по обеспечению внутренней и внешней обязанности, обеспечения за счет денежных средств гос-ных и муниципальных долгов. Центральным звеном явл-ся бюджет.
В настоящее время в теории ФП существует три категории понимания бюджета: экономическое, материальное и правовое.
Экономическое признаки бюджета проявляются в отношениях, которые связаны с аккумулированием и использование центральных денежных фондов соответствующего территориального уровня.
В материальном смысле бюджет представляет собой центральный денежный фонд, который формируется для обеспечения функций соответствующих органов власти.
Материальное воплощение бюджетные отношения получают в процессе реализации.

В правовом смысле бюджет обладает специальными признаками, к которым относятся:
1. Особое предназначение бюджета – бюджет, как фонд денежных средств, созданный для удовлетворения государственных потребностей
2. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств. Бюджет – это финансовый план, который обладает специальной юридической формой и принимается в установленной законом порядке.
3. Бюджет – это основной финансовый план государства. Наряду с бюджетом у государства, его субъектов м/б иные финансовые планы (н: бюджетные сметы), но бюджет явл-ся единственным планом государства в целом.
4. Признак универсальности бюджета, проявляется в том, что показатели бюджета охватывают все области и сферы социально – экономического развития гос-ва. Подобной универсальностью не обладают другие финансовые планы, т.к. они имеют более узкую сферу действия.
5. Координационный признак – проявляется через взаимосвязь показателей бюджета и показателей других финансовых планов.

Бюджет – это форма, финансовый план по образованию, распределению и использованию центрального денежного фонда соответствующим территориальным образованием, утвержденным его законодательными органами власти  или представительными органами МСУ для обеспечения задач и функций государства в целом.
17.04.2009
Правовые признаки бюджета:
1. Бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств РФ, SРФ, МО.
Расходные обязательства –  обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публичного субъекта ФП или действующих от имени бюджетных учреждений, предоставить ФЛ или ЮЛ, ОГВ или ОМСУ, иностранным государствам, м/н организациям, иным субъектам МП средства соответствующего бюджета.
2. Бюджет – это единственная форма образования и расходования денежных средств публичных образований. Все расходные обязательства финансируются только из бюджета, финансирование из других источником не допускается.
3. Особая правовая форма бюджета как финансового плана. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных образований разрабатываются в форме законом субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатывается и утверждается в форме правового акта МСУ (н: решение главы г. Екатеринбурга)
4. Бюджет, в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются на 1 финансовый год, который соответствует календарному году (н: в США финансовый год с 1 сентября по 31 августа).

Бюджеты, действующие на определенной территории объединяются в консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов образуют консолидированный бюджет РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджета муниципальных образований, которые входят в состав бюджета РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципального района и свод бюджета городских и сельских поселений образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Правовая природа консолидированного бюджета

В 2007 году впервые в бюджетном законодательстве появилась нормативное закрепление сметы расходов и доходов населенного пункта, не явл-ся муниципальным образованием – это утвержденный органом МСУ населения план доходов и расходов распорядителя или главным распорядителя средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией населения осуществлять в данном населенном пункте, входящий в состав данного поселения отдельные функции местной администрации.
Также было исключено такое понятие как бюджетный целевой фонд, ранее туда зачислялись  и тратились средства для определенных/установленных законом цели. Однако на федеральном уровне такие фонды существуют – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В БК прямо установлены порядок поступления денежных средств в данные фонды

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно